17:23 Педагоги базовых школ г. Новоалтайска обсуждают проблемы и возможности современного образования | |
30.05.2012 [Общее образование] (по материалам сайта http://www.educaltai.ru/news/common/6242.html) В 2011 – 2012 учебном году активизировалась работа 5 базовых школ городского образовательного округа г. Новоалтайска (лицей № 8, школы № 1, № 12, № 19 и № 30). Говоря о роли базовых школ в рамках развития системы образования специалист комитета по образованию г. Новоалтайска Елена Ермилова подчеркнула: «Сегодня, очевидно, что реализация стратегии развития образования – достижения нового качества общего образования, создание новой модели школы – возможна через серьезные изменения, инициируемые национальной образовательной инициативой «Наша новая школа». Сложившаяся ситуация требует глубокого переосмысления базовых ценностей в содержании, формах и методах повышения квалификации педагогов. Особая роль в этом отводится базовым школам г. Новоалтайска». За это время проводились постоянные тематические консультации, семинары, открытые уроки, конкурсы, конференции как для педагогов, так и для обучающихся города. Так, например, впервые в базовой школе № 1 был проведен муниципальный фестиваль методических идей «Моя педагогическая инициатива», направленный на распространение опыта педагогов-финалистов городских конкурсов «Учитель года», обладателей премии Губернатора, победителей конкурсного отбора лучших учителей приоритетного национального проекта «Образование» и других педагогических и руководящих работников, осуществляющих инновационную деятельность в общеобразовательных учреждениях. В данном мероприятии приняли участие 224 педагога из школ города Новоалтайска и Тальменского района. В рамках фестиваля по актуальным проблемам современного образования было проведено 25 мастер-классов, направленных на использование инновационных технологий в образовательном процессе, в воспитательной работе с учащимися, в работе с родителями, на рассмотрение ФГОС нового поколения и их реализацию. Наибольший интерес вызвали выступления по организации занятий, направленных на развитие исследовательского поведения младших школьников по программе А.И. Савенкова, по технологиям работы с историческими документами в условиях компетентностного подхода, по технологиям подготовки и проведения современного урока по ФГОС. По результатам проведенного анкетирования выяснили, что данный вид работы базовой школы получил высокую оценку присутствующих, действительно стал площадкой по обмену опытом среди педагогов, поступили предложения о ежегодном проведении данного фестиваля. Более пяти лет педагоги базовой школы №19 делятся опытом предшкольной подготовки детей, не посещающих детский сад. В апреле этого года в рамках реализации мероприятий городского образовательного округа прошла городская научно-практическая конференция «Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения». В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы организации предшкольной подготовки детей, формирования физической, личностной, интеллектуальной и социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, организации психолого-педагогического сопровождения в системе предшкольного образования. Участники конференции отметили деятельность городской опорной школы предшкольной подготовки детей «Раннее развитие» эффективной и востребованной в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим внесено предложение провести в ноябре 2012 года круглый стол по проблемам преемственности детских садов и общеобразовательных учреждений, а в феврале 2013 года – II городскую научно-практическую конференцию «Современные образовательные технологии в условиях предшкольной подготовки». Не менее актуальной по своей значимости стала городская конференция педагогов «Пути реализации президентской инициативы «Наша новая школа», состоявшаяся на базе школы № 12. Работа проводилась по секциям: «Воспитательные технологии в образовательном процессе»; «Создание системы поддержки и сопровождении талантливых детей через проектно – исследовательскую деятельность»; «Технологии информационного общества как средство учебно-воспитательного процесса в школе»; «Опыт реализации системно – деятельностного подхода и организации внеурочной деятельности обучающихся при введении ФГОС»; «Дополнительное образование как фактор успешной социализации школьников». Данная конференция, как одна из форм работы базовой школы городского образовательного округа, способствует диссеминации опыта по реализации национальной инициативы «Наша новая школа», повышению уровня профессиональной компетенции и выявлению творчески работающих учителей; формированию единого межпредметного профессионального пространства среди педагогов образовательных учреждений города. Активным участником реализации мероприятий работы городского образовательного округа стали педагоги лицея № 8, который получил статус базовой школы в 2011 году по проблемам инновационных процессов в развитии образовательной среды. Педагогическим коллективом лицея № 8 определены следующие направления инновационной деятельности, по которым уже накоплен определенный опыт: - Внедрение технологий дистанционного образования (является краевой пилотной школой с 2011г.) - Внедрение и апробация ФГОС начального общего образования (является краевой пилотной площадкой с 2010г.) - Повышение качества образовательных услуг через внедрение ИКТ и медиакомпетентности в педагогическую практику. Уже второй раз на базе лицея № 8 проходит городской конкурс школьных видеофильмов. Конкурс стал популярным среди школьников города. В этом году он объединил видеофильмы и фотографии как индивидуальные, так и коллективные, которые были посвящены 75-летию Алтайского края и 70-летию города Новоалтайска. В рамках деятельности данного лицея как пилотной площадки по реализации ФГОС начального общего образования в марте этого года на их базе состоялся круглый стол «Результаты, проблемы, эффекты первого этапа введения ФГОС». Мероприятие было направлено на выявление эффективных механизмов в практике внедрения ФГОС НОО; обмен опытом работы и достижениями педагогов по его внедрению; определение проблем внедрения и путей их решения. Наибольший интерес вызвали вопросы организации внеурочной деятельности и формирование универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников и использование в данной работе электронных образовательных ресурсов. Педагоги также познакомились с методическим и материально-техническим обеспечением, введенным согласно ФГОС: различными УМК, соответствующими требованиям новых стандартов, рабочими программами по учебным предметам, образовательной программой лицея, нормативной базой, оборудованными учебными кабинетами, лабораторным оборудованием для проведения учебных исследований. По итогам работы круглого стола коллегиально были выработаны рекомендации признать организационный этап введения ФГОС завершенным; в рамках «Школы передового опыта» организовать взаимообмен опытом по вопросам управления введением ФГОС; спланировать работу по вопросу современного подхода к уроку в рамках ФГОС и мониторингу образовательных результатов; продолжить распространение педагогического опыта через инновационные формы представления результатов; в 2012-2013 учебном году спланировать серию практико-ориентированных семинаров посвященных вопросам изучения формирования УУД у младших школьников. Согласно результатам опроса учителей и родителей по вопросу введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, представленного комитетом по образованию г. Новоалтайска в ходе круглого стола: 80% педагогов, работающих по новым стандартам, отметили, что улучшилась материально-техническая база школ, 65% педагогов стали при организации внеурочной деятельности использовать возможности проведения занятий вне школьных стен (организация экскурсий; походов в театры, музеи; занятия во внешкольных учреждениях). Приоритетными направлениями развития личности ребенка 73% родителей отмечают спортивно-оздоровительное, 60% - духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие, 38 % выделили общекультурное направление. С введением и реализацией ФГОС НОО положительные изменения в школьной жизни видят 25% родителей, а 12,7% - не заметили пока изменений, хотя все отмечают существенные изменения материально-технического оснащения школ. В рамках реализации мероприятий городского образовательного округа на базе средней общеобразовательной школы № 30 г. Новоалтайска была проведена городская олимпиада школьников «Web - программирование», направленная на создания необходимых условий для выявления и поддержки одаренных детей, выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к углубленному изучению информатики. В олимпиаде приняли участие учащиеся 9-11 классов, которые представили проекты по темам: «Сайт ученика (Моя школьная жизнь)», «Мое хобби», «Мир вокруг нас», «Компьютерная и цифровая техника», «Моя будущая профессия» и др. по итогам конкурса победители были награждены грамотами. Олимпиадное жюри рекомендовало учителям информатики создавать необходимые условия для выявления и поддержки одаренных детей, использовать возможности олимпиады для развития интеллектуального творчества обучающихся, повышения их интереса к углубленному изучению информатики. По итогам всех проведенных мероприятий наиболее удачные выступления педагогов городского образовательного округа г. Новоалтайска будут размещены в ежегодном муниципальном сборнике «Передовой педагогический опыт: творчество учителей» и на сайте комитета по образованию Администрации города Новоалтайска. Напомним, городской образовательный округ Новоалтайска начал функционировать с 2008 года в целях развития кадрового потенциала педагогов, создания среды для проявления и развития способностей всех участников образовательного процесса, в который вошли пять базовых школ. В целом следует отметить, что деятельность базовых школ округа является важным фактором развития образовательных учреждений города, влияющим как на совершенствования профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, так и на имидж учреждения в целом. Педагогические коллективы приобретают опыт, позволяющий добиться высоких результатов воспитания и обучения учащихся муниципальной системы образования г. Новоалтайска. | |
|