11:33 11 мая Губернатор провел заседание Совета Администрации края | |
В рамках заседания обсудили ход реализации в регионе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». По словам Александра Карлина, комплексная модернизация школьного образования в крае активно проводится с 2008 года. По оценке федеральных экспертов, в регионе успешно реализован комплексный проект модернизации образования (КПМО). В рейтинге субъектов России край занимает 3 место по итогам реализации КПМО. Главными итогами реализации проекта стали закрепление принципов финансирования по нормативу во всех 100% общеобразовательных учреждений, введение новой системы оплаты труда учителей, позволяющей уйти от уравнительного подхода к оценке труда педагога и стимулировать лучших из них финансово. При этом Алтайский край - один из немногих субъектов России, где обеспечено максимальное соотношение средней заработной платы учителя к средней зарплате в экономике. Она составляет более 90% от уровня средней зарплаты в реальном секторе. «При этом хотел бы сказать: мы не считаем, что достигнутый уровень зарплаты является достаточным. Мы ставим задачу повышения зарплаты и в реальном секторе экономики, и в бюджетной сфере, образование рассматривается в приоритетном порядке», - отметил Губернатор. По его словам, одним из итогов реализации КПМО в крае является расширение участия общественности в управлении образованием. В Алтайском крае 100% школ имеют общественные советы, которые не являются формально созданными структурами. Данные коллективные органы решают многие жизненно важные вопросы деятельности образовательных учреждений, в том числе принимают участие в распределении стимулирующей части оплаты труда педагогов. В крае отмечается увеличение доли школьников, которые обучаются в современных условиях. В 2007 году таких обучающихся было 35%, по итогам 2010 г. показатель вырос до 72%. При этом, как отметил Губернатор, из 1242 школ региона 80% расположены в сельской местности, многие из них являются малокомплектными. Поэтому обеспечить соблюдение стандартов во всей их полноте бывает гораздо сложнее и финансово более емко. Приоритетными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» являются повышение заработной платы учителей и её соответствие среднему уровню зарплат по региону, модернизация материально-технической базы образовательного процесса, формирование крупных образовательных центров. По словам Александра Карлина, сеть школьных округов развивается в контексте совершенствования управления региональным развитием. Образовательные округа находятся в границах управленческих округов, что позволяет синхронизировать работу по целому ряду взаимосвязанных направлений. Большую роль играют 269 базовых школ, которые являются крупнейшими образовательными учреждениями. Там работают коллективы с большим числом педагогов-новаторов, имеющих высокий уровень квалификации. Основным ресурсом реализации инициативы «Наша новая школа» является целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011-2013 гг. «Главой государства задана высокая планка того, какой должна быть современная школа 21 века, и мы должны приложить максимум усилий, чтобы ее достичь. Наряду с ощутимыми положительными результатами в сфере образования существуют нерешенные проблемы», - обратил внимание Александр Карлин. Как отметил в своем выступлении заместитель начальника управления края по образованию и делам молодежи Юрий Абдуллаев, национальная инициатива «Наша новая школа» предусматривает модернизацию общего образования по таким ключевым направлениям, как переход на новые образовательные стандарты, система поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников и развитие самостоятельности школ. По названным направлениям в Алтайском крае ведется системная работа. Напомним, по инициативе Губернатора край начал участие в федеральном конкурсе по реализации КПМО и не только получил финансирование из федерального бюджета, но и более значительные средства привлек из регионального бюджета. По словам Юрия Абдуллаева, зримыми результатами КПМО стали значительное укрепление материальной базы школ. Край является одним из лидеров информатизации образования. Благодаря реализации масштабной краевой программы поменялись подходы к организации школьного питания, во многом изменился облик школ. Кроме того, в рамках КПМО отработаны механизмы развития общего образования на долгосрочную перспективу. В своем сообщении Юрий Абдуллаев проанализировал ключевые индикаторы развития системы образования. В частности, переход на новые образовательные стандарты предполагает организацию внеурочной деятельности в каждой параллели классов во второй половине дня. «Это значительно изменяет учебный процесс, школьное расписание и уклад. Главные проблемы здесь заключаются в несформированной нормативной базе федерального уровня, недостаточной готовности педагогов», - отметил Юрий Абдуллаев. В настоящее время в краевом институте повышения квалификации работников образования организовано обучение учителей, которые в этом году набирают первые классы по новым стандартам. Новый стандарт уже апробируется в 89 школах края, что позволяет выявить возможные риски. Обеспечить ранее выявление и сопровождение одаренных детей должна система поддержки талантливых детей. Создается краевой центр работы с одаренными детьми. В интерактивном режиме будут работать очные каникулярные и заочные круглогодичные школы с привлечением ведущих педагогов края и ресурсов вузов. Ключевым параметром «Нашей новой школы» является предоставление возможности всем детям получения услуг дополнительного образования: не менее трех доступных предложений из различных областей знаний. Большая работа проводится в крае по сохранению и укреплению здоровья школьников. Об этом свидетельствуют показатели мониторинга среди регионов СФО. В то же время появились новые задачи, связанные с ужесточением требований к здоровой школьной среде. В школах должно быть организовано двухразовое горячее питание. Больших финансовых затрат требует создание в школахбезбарьерной среды для детей-инвалидов. По оценке Правительства России, в 2010 году Алтайский край вошел в число лидирующих субъектов в работе по совершенствованию учительского корпуса. Отмечена планомерная работа Администрации края по созданию условий для привлечения молодых специалистов. Разработана разветвленная система краевых премий и конкурсов, идет развитие института наставничества, осуществляются мероприятия по обновлению системы повышения квалификации. Как отметил Юрий Абдуллаев, в Алтайском крае будет обеспечено ответственное решение задач, поставленных Председателем Правительства Владимиром Путиным по вопросам модернизации общего образования и повышения заработной платы учителей. Данное поручение стало откликом на обращение партии «Единая Россия». На решение поставленных задач Алтайскому краю в 2011 г. определенысамые большие в СФО объемы субсидий из федерального бюджета - 519 млн. рублей. В целом, по словам заместителя начальника управления по образованию и делам молодежи, необходимо проделать масштабную работу. И накопленный в регионе опыт подготовки проектов модернизации вселяет определенную уверенность в том, что инициатива «Наша новая школа» будет реализована в Алтайском крае с максимальной эффективностью и пользой. В работе Совета Администрации края принял участие учитель лицея «Эрудит» города Рубцовска, победитель конкурса «Учитель года Алтая», член Общественного совета по развитию образования в Алтайском крае Константин Ерофеев. По его словам, система образования в новой России должна стать фундаментом формирования нового гражданского общества. «В Алтайском крае модернизационные процессы уже запущены. Было очень правильным включение Алтайского края в комплексный проект модернизации образования, который приучил работать школы и учителей в «проектном» режиме, когда деньги выделяются под конкретные проекты, за которые потом в дальнейшем жестко спрашивают», - отметил Константин Ерофеев. В обсуждении перспектив развития образования также приняли участие главный редактор газеты «Сами», заместитель председателя Краевого совета родительской общественности, член Общественного совета по развитию образования в Алтайском крае Максим Капустин, председатель комитета по образованию администрации Мамонтовского района, председатель Совета Каменского образовательного округаИрина Неклюдова, директор КГОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края» Нина Полежаева, глава администрации города БарнаулаИгорь Савинцев. Ректор Алтайской государственной академии образования, председатель Общественного совета по развитию образования в Алтайском краеВалерия Никишаева отметила, что педагогическая общественность приветствует инициативу Губернатора края о выплате «подъемных» в размере 100 тыс. рублей молодым педагогам, которые местом работы выбрали малокомплектные школы края. В то же время, специалисты должны получать поддержку и со стороны органов местного самоуправления. В настоящее время в 41 сельском районе края молодым учителям выплачивают «подъемные», однако размеры и виды материальной поддержки существенно отличаются. По ее мнению, в крае необходимо разрабатывать новые механизмы закрепления молодых специалистов, требует совершенствования система сопровождения выпускников педагогических вузов и ссузов. В связи с этим Александр Карлин рекомендовал муниципалитетам установить единые стандарты поддержки молодых специалистов. По его словам, важнейшим приоритетом в образовательной политике является сохранение и укрепление здоровья школьников. В крае - одном из немногих в России - реализована региональная программа «Модернизация технологического оборудования школьных столовых». По степени охвата школьников горячим питанием Алтайский край входит в число регионов-лидеров в стране. В настоящее время ставится более сложная задача обеспечения двухразового питания школьников. Есть определенные несоответствия в законодательстве о проведении конкурсов для обеспечения муниципальных потребностей. В частности, известны случаи, когда право на поставку продуктов питания получают поставщики сторонней продукции. При этом высококачественные и недорогие продукты местных производителей остаются невостребованными. Александр Карлин отметил, что представители общественности и родители должны привлекать внимание к данной проблеме, и с другой стороны - контролировать эти процессы. В крае успешно решаются задачи дистанционного обучения детей-инвалидов. Однако в рамках новых требований необходимо организовать инклюзивную форму обучения, то есть обеспечить присутствие школьников с ограниченными возможностями в детском коллективе. «Дистанционное образование таких ребятишек служит переходной моделью, когда ребенок психологически входит в коллектив через общение по Интернету. А потом для него создаются условия и он появляется в образовательном учреждении. Это смягчает вхождение в коллектив - и детский, и педагогический. Мы должны подготовить здания наших школ для беспрепятственного доступа таких ребятишек», - подчеркнул Александр Карлин. В то же время, одной из самых важных задач является совершенствование учительского корпуса. С этой целью в крае необходимо продолжить использование эффективных форм общения педагогов. В частности, для обмена передовым опытом нужно создавать отраслевые Ассоциации педагогов-предметников. В целом Губернатор края высоко оценил качество проводимой работы в рамках реализации образовательной инициативы: в подготовке значимых проектов принимают самое активное участие представители педагогической общественности. Информация с официального сайта Алтайского края. | |
|