10:25 Надзор и контроль за деятельностью в сфере дополнительного профессионального образования по новым правилам | |
1 июля 2021 года вступили в силу новые нормативно-правовые акты о государственном контроле (надзоре). Применительно к системе образования значимыми являются следующие НПА: 1. Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 11.06.2021 №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (которым внесены изменения в части контрольно-надзорной деятельности в сфере образования). 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 №997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования». Особый акцент нового законодательства сделан на стимулировании добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Определяется, что при осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий. Государственный контроль (надзор), особенно в части проведения контрольно-надзорных мероприятий, должен осуществляться лишь в случае недостаточности и (или) неэффективности негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований. Законодательством также определены основные понятия и порядок правового регулирования систем управления рисками, а также результаты их реализации. В результате оценки рисков объекты государственного контроля (надзора) разделяются на категории риска. При отнесении объектов контроля к категориям риска контрольно-надзорные органы будут учитывать степень тяжести, масштаб и устранимость негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований, а также вероятность их наступления. Стоит отметить, что федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ предусмотрено широкое использование информационных технологий при проведении всех видов контроля. В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля уже созданы: единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля; единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; информационная система досудебного обжалования; реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; информационные системы контрольных (надзорных) органов. За порядок формирования и ведения указанных реестров отвечают отдельные документы, утверждаемые Правительством Российской Федерации. При этом проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается! Необходимо добавить, что статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено два вида государственного контроля (надзора) в сфере образования: 1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, предметом которого являются: соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей; соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг; исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода. 2) государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования. Такая форма контроля осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования» установлено, что включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки по федеральному государственному надзору в сфере образования, федеральному государственному контролю качества образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., проводятся в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным данным постановлением. | |
|