Понедельник, 25.06.2018, 22:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Комитет по образованию Администрации г.Новоалтайска

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Год учителя 2010 » Учитель нашего времени » Статус и роль учителя
Статус и роль учителя
КАНОДата: Понедельник, 29.03.2010, 16:00 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Должны ли учителя, помимо преподавания предмета, формировать у детей взгляды на жизнь?
 
КАНОДата: Вторник, 06.04.2010, 10:48 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Насколько объективны «обезличенные» цифровые данные? Например, эффективность воспитательной работы по предмету определяется по количеству учеников, посещающих студии и факультативы, их должно быть более 30%. То есть каждый третий должен посещать предметную студию или факультатив, а предметов больше двадцати. Спрашивается, сколько студий и факультативов должен посещать один ученик после 7-9 уроков по расписанию? Не менее семи. Вы считаете, это реально и разумно? Прочитайте названия этих студий: подготовка к ЕГЭ, подготовка к олимпиадам и т.д. Где здесь воспитание?
 
КАНОДата: Вторник, 06.04.2010, 10:50 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Научить или уличить
В педагогике, так же как и в медицине, должен действовать принцип: «Не навреди». Мне лично однажды рейтинговая система причинила большую боль. Давно, еще в 1999 г., наши психологи привезли из Санкт-Петербурга новомодный рейтинг учителей, который проводился путем опроса учеников. Итоги повесили в учительской. Я долго их не читала, не доверяя подобным экспериментам над живыми людьми и вполне уверенная в своем классе, где царила взаимная любовь и согласие. Затем один коллега намекнул, что там что-то неладно, второй, потом директор школы настоятельно советовал ознакомиться с результатами и задуматься.
Ознакомилась. 2,3 балла по десятибалльной системе. Ровно столько же, сколько у учительницы, над которой все открыто смеялись и которую не уважали. Ночь думала, а утром пришла в класс и расплакалась: «За что? Объясните мне, в чем я не права, что делаю не так? Как можно учесть ошибки, если не знаешь, какие вопросы были заданы?» Школьники растерялись, говорили, что это все какая-то ошибка, что они все ставили высший балл. Звучали и выглядели совершенно искренне. Выяснить, что же произошло на самом деле, не удалось. Психолог был в длительной командировке, администрация сказала: «Не заметили». Не заметили, что классный руководитель и преподаватель профильного предмета получил такие низкие баллы. Зачем тогда рейтинг? Понимаю, что глупо, но больше месяца после этого с трудом заставляла себя входить в любимый класс. Конечно, это просто частный факт, теперь у нас совершенно другая администрация, другой подход к людям и атмосфера дерзания и творчества.
Не навреди. Довелось увидеть, как учительнице не подтвердили высшую категорию. Очень хороший человек и педагог, руководитель городского методобъединения учителей, всем готова прийти на помощь, но работает она в обычной средней школе, где основной контингент, прямо скажем, не очень одаренный. Соответственно, где брать победителей олимпиад и высокий средний балл по успеваемости? Не набралось нужного количества баллов. На нее было жалко смотреть: «По живому режут!» Действительно, по живому, без наркоза. Если и останется человек в школе после такой «операции», то только потому, что в нашем провинциальном городке другой работы не найти, особенно когда тебе за сорок. Правда, энтузиазма в работе поубавится.
Не навреди. Балльная система часто наказывает добросовестных и самоотверженных педагогов, которые зря пятерку не поставят и молчать подобострастно перед начальством не станут. Точно так же, как в театре у актеров бывают свои амплуа, в школе есть определенная категория учителей, которым по привычке дают самые трудные классы, потому что знают, что они не бросят, справятся. Но это не коррекционные классы, и учителей «обсчитывают» на общих основаниях.
Птичкина Анна Олеговна
Раздел: Статьи из журнала "Директор школы" (Образовательная политика)
 
КАНОДата: Вторник, 06.04.2010, 10:59 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
В последнее время часто говорится о необходимости ситуации успеха для учеников, и с этим нельзя не согласиться. Все помнят и часто цитируют лозунг педагога-демократа В.Ф. Шаталова: «Ученик должен учиться победно!» Но может ли неуспешный учитель создать эту ситуацию успеха? Начинать надо с учителя, помочь ему поверить в себя.
Спросите, что нам не хватает? Не только денег, нет, хотя они бы не помешали. Не хватает доверия и уважения. И проверяющие приходят, часто и много. Не зарастает народная тропа в школу для комиссий и надзоров.
Побочный продукт бюрократизации - балломания, процентомания и тестомания в самом учебном процессе.
Компетенции и компетентность - очень популярные понятия в современной дидактике. Мы постоянно пытаемся выверить алгеброй гармонию. Тестовая система последовательно вытесняет духовность из гуманитарных предметов.
Ученики не роботы, ученики - живые люди
Если честно и откровенно говорить о системе образования, то именно системы в образовании в настоящий момент нет. Система - это должно быть нечто последовательное и предсказуемое. Работая в выпускных классах, невозможно ничего спланировать и предсказать. Материал к экзаменам в девятом классе пришлось переписывать и раздавать три раза - все приходили разные инструкции. Постоянно лихорадит с ЕГЭ. То два обязательных, то пять, то шесть. Затем оказалось, что в традиционной форме английский сдавать нельзя, только в форме ЕГЭ. Окончательно определилось все только в марте. Началась спешная подготовка к четырем-пяти экзаменам в форме ЕГЭ.
Учителя оказались в очень затруднительном положении. Как готовить учеников к ЕГЭ, если сами ничего не знаем? Из более чем 200 часов курсов повышения квалификации, пройденных в предыдущем году, только 4 часа были посвящены ЕГЭ по английскому языку, причем в устаревшем формате. Представитель ФИПИ, давая интервью по телевидению, сказала: «Ну что ж, зато мы получили реальную картинку, вот так у нас обстоят дела на самом деле». Но на этой реальной картинке - реальные люди.
Так почему ЕГЭ стал камнем преткновения? Почему так много недовольных? Во-первых, не созданы условия для успешной сдачи этого экзамена. В принципе, успешная сдача интересует учеников, учителей и родителей. Поэтому здесь цель с одной стороны - научить, с другой - научиться. А вот цель составителей и организаторов в другом - уличить. Уличить учителей в том, что они плохо работают, а учеников в том, что они, мягко говоря, не очень умные.
Согласно новым законам, прежде чем ввести какую-то инновацию, необходимо создать условия и найти ресурсы.
А как насчет главной инновации сегодняшнего дня - ЕГЭ? Нет учебников, которые реально готовили бы к ЕГЭ. Имеются в виду не только сборники учебно-тренировочных материалов ФИПИ, а именно учебники. Нужно не менять систему, ее нужно создать
Птичкина Анна Олеговна
Раздел: Статьи из журнала "Директор школы" (Образовательная политика)
 
КАНОДата: Вторник, 06.04.2010, 10:59 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
В последнее время много говорится об авторских правах. А как насчет авторских обязанностей? Бывает стыдно перед учениками за российские учебники и учебные пособия, в которых встречаемся с опечатками, ошибками, неточностями. Какую ответственность несут составители подобных пособий? Кто и каким образом контролирует валидность и корректность выпускаемых учебных пособий? Да, появился Федеральный перечень учебников, «рекомендованных» Министерством образования и науки РФ. Рекомендация немедленно превратилась в приказ использовать только данные учебники и запрет использовать что-либо за пределами данного списка.
Нельзя пользоваться зарубежными учебниками. Почему? В них нет ничего антироссийского, зато есть все для подготовки к ЕГЭ, замечательные аутентичные задания по всем видам речевой деятельности и практически нет опечаток. Мы говорим об интеграции в европейский рынок, а сами запрещаем учителю работать по современным учебникам. Так как у нас школа с углубленным изучением английского языка, нам не разрешается работать по учебникам для общеобразовательных школ, а в федеральном перечне для одиннадцатого класса вообще нет учебника по английскому языку для профильного уровня.
Свобода - это осознанная необходимость. Очень трудно осознать необходимость использования устаревших учебников, когда рядом красочные, полные учебные комплекты с CD и DVD, составленные с первого по одиннадцатый класс. Еще труднее объяснить необходимость запретов на такие комплекты ученикам, которые посещают частные английские школы, где преподаватель волен выбрать нужный ему курс.
Возникает давно назревший и актуальный вопрос, который задают себе многие учителя английского языка. Не лучше ли, вместо того чтобы следовать старинному российскому принципу «стращать и не пущать», дать возможность педагогам разного уровня легализоваться и провести качественную экспертизу имеющихся учебных комплектов, а также учебных пособий по подготовке к ЕГЭ во всероссийском масштабе? Пользы от этого будет намного больше, чем от ежегодного написания так называемых научно-методических работ, которые никто не читает и которые опять же пишутся во славу баллов и процентов.
Птичкина Анна Олеговна
Раздел: Статьи из журнала "Директор школы" (Образовательная политика)
 
КАНОДата: Вторник, 06.04.2010, 11:00 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Конечно, мысли, изложенные мною выше, - это всего лишь личная точка зрения автора. Она не так пессимистична, как может показаться. Можно было бы, из расчета на приз, взять какую-то отдельную инновацию и написать научным языком хвалебную статью во славу ее по сравнению со старым и отжившим. Но умный руководитель поймет. Нельсон Мандела однажды сказал, что лидеру нет необходимости окружать себя подхалимами. Несмотря на преобразования в системе образования, у нас и низы могут, и верхи, надеюсь, хотят работать хорошо. Наладим взаимодействие между теми и другими - система будет работать более четко и слаженно, все будет foolproof. А проблемы - они были, есть и будут. Ведь они и существуют для того, чтобы их решать.
Птичкина Анна Олеговна
Раздел: Статьи из журнала "Директор школы" (Образовательная политика)
 
Форум » Год учителя 2010 » Учитель нашего времени » Статус и роль учителя
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Комитет по образованию Администрации г.Новоалтайска © 2018
Сайт создан в системе uCoz